«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
Эти слова великого русского писателя Л. Толстого, как нельзя лучше, характеризуют преподавателя Муромского педагогического колледжа Жмареву Марину Васильевну.
Марина Васильевна – педагог, который совмещал в себе колоссальный преподавательский опыт, огромный багаж знаний и, по-настоящему, творческое, душевное отношение к самому процессу обучения детей. Про таких людей говорят, что они работают «не жалея себя». Марина Васильевна была предана профессии учителя более 50-ти лет. За это время она воспитала не одно поколение детей, которые по сей день вспоминают о ней с теплом и уважением.
Педагогическое мастерство Марины Васильевны невозможно оценить никакими категориями и квалификациями. Она получила награду ветерана труда, значок отличника народного образования. Таких педагогов называют просто Учитель с большой буквы.
ЖМАРЕВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА, изображение №2
Родилась Марина Васильевна 21 сентября 1945 г. на острове Житовая кошка в Белом море - это один из песчаных островов Белого моря неподалеку от г. Архангельска. Папа Марины Васильевны – Василий Философович по профессии преподаватель, по социальному положению - дворянин, а мама Анна Васильевна - сирота. Судьба соединила их во время Великой Отечественной войны, они оба работали на запасном аэродроме на острове Житовая кошка.
Детские годы Марина Васильевна провела на этом острове. Жили в бараках, которые были разделены на 16 комнат и кухню. В основном, жители острова - это одинокие женщины с детьми. «Жили дружно, - вспоминала Марина Васильевна, - у нас были общие праздники. Самым большим лакомством был винегрет, потому что тогда на севере не росли ни огурцы, ни помидоры, ни яблоки. Мы знали, кто и когда ужинает, и все потихоньку отправлялись в гости. Приходили, вставали у дверей, а нас уже ждали, и каждому выдавалось по маленькой картошенке»
В школу маленькая Марина пошла с 6 лет. Школа находилась далеко, за 7 километров, нередки были случаи, когда остров затопляло. Летом детей перевозили на катерке, зимой ходили по льду. Марина Васильевна так вспоминала об этой дороге: «Было очень страшно! Зимой очень долго не выпадал снег, и было видно, как подо льдом плавают рыбы и водоросли полощутся. Летом мы бежали по лесу, где могли пробежать волки, но как-то боролись со страхом и бежали в школу. Старшие всегда помогали младшим».
ЖМАРЕВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА, изображение №3
Школа была малокомплектная: один учитель, один класс, где был один ряд парт для первого класса, другой ряд парт для третьего класса. Учитель занимался сначала с третьим классом, давала им задание и затем занималась с первым классом. Марина Васильевна с уважением вспоминала о своей первой учительнице: «Мой первый учитель – это Нина Васильевна Ивлева, она тоже была из высланных. Её образ – это тот образ, который сделал из меня учителя. Это была бесподобная женщина, она учила нас не только читать и писать, но и вышивать, играть в шахматы. Она всегда была очень красиво одета. У неё было коричневое платье, всегда с белым воротничком и белыми манжетами, впереди и по бокам плиссировка. Всегда, хотя и в классе было холодно, на ней были чулки капроновые и туфли на каблуке. Никогда мы не видели её в валенках, никогда мы не видели её закрытой шубой, единственное, что она позволяла себе, пока топилась печка, накинуть на плечи платок пуховый, хотя бывало так, что замерзали даже чернила. Своей семьи у неё не было и поэтому всю свою заботу, любовь и всё своё время она отдавала нам».
Именно этот образ учителя и повлиял на выбор профессии. Также оказал свое влияние на выбор профессии папа, который всегда хотел, чтобы его дочь стала учителем, и добавлял: «хотя, с твоим характером ты будешь директором».
В то послевоенное время детей с детства приучали к труду. Марина Васильевна с 4 класса присматривала за детьми, чтобы заработать себе на форму, после 7 класса работала на строительстве школы, чтобы заработать на учебники. Также Марина Васильевна активно занималась внеурочной деятельностью: летом - байдарками, зимой ходили на лыжах, пела в хоре, занималась в драматическом кружке и в ансамбль народного танца. У Марины Васильевны есть первый разряд по лыжам и народной игре.
После 10 класса получила рекомендацию поступить в педагогический институт имени М.В. Ломоносова в городе Архангельске. При поступлении на исторический факультет института выдержала конкурс 8 человек на место.
Окончив институт, вышла замуж за моряка-подводника, родила сына. В Архангельске быстро заработала себе авторитет среди учителей и стала завучем большой школы, которая была объектом показа для иностранцев. Школа была лучшей, в ней был бассейн, два спортивных зала, музей, рядом был детский сад, куда ходила младшая дочь Марины Васильевны.
Но жизнь вносила свои коррективы и в 1977 году мужа направили служить на один из островов архипелага Земля Франца Иосифа. Этот период жизни запомнился бескрайними красотами Севера. Неизгладимое впечатление произвело северное сияние, когда всё вокруг залито всеми цветами радуги. Неподалеку матросы кормили белых медведей сгущенкой в огромных банках. Марина Васильевна там работала на маяке.
В 1983 году супруги переехали в Муром. Семье быстро дали квартиру, но по началу работы в школе не было, и Марина Васильевна год проработала в военкомате. Этот год дал возможность познакомиться с людьми города Мурома. Через год она устроилась работать в школу №9. Немного там поработав учителем истории, уже через полгода получила назначение на должность завуча школы. Проработав совсем немного в школе №12, была приглашена работать заместителем директора в Педагогическое училище.
По воспоминаниям Марины Васильевны, это было золотое время: «Каждое утро я студентов встречала. Если студенты опаздывали, мы показывали им на часы. Учителям, которые опаздывали, тоже показывались часы, поэтому учителя на уроки не опаздывали и студенты старались не опаздывать. Тогда было музыкальное отделение, дошкольное и открылось школьное отделение. Был первый набор в школьное отделение, конкурс был громадный».
Проработав здесь 6 лет в дружном коллективе, получила громадный опыт, с её участием был открыт лицей, изменено дошкольное отделение. Затем продолжила работу в школе №12 в должности завуча школы. На базе школы вводился предмет «Граждановедение», поэтому школа была площадкой для учителей всего города Мурома.
Марина Васильевна давала уроки по граждановедению, которые вошли в учебники по граждановедению, по которым учителя всего города Мурома давали уроки. Проработав в таком режиме получила назначение на должность директора школы №16. Марина Васильевна сумела организовать работу по подготовке школы к новому учебному году, сумела сплотить коллектив школы так, что школа стала одной из лучших в городе. Проработала она в школе с 1999 по 2005 год. К 2005 году школа была принята с оценкой 5 всё было сделано, школа стала занимать первые места в олимпиадах, соревнованиях, открылся музей (там, кстати, есть её фотографии), открыли комнату боевой славы. В школе проводилось очень много разных праздников, встреч, смотров хоров. В школе создали хор под руководством Галины Ильиничны Петровой, который выступал даже в Париже .
Затем Марина Васильевна пришла работать в Муромский педагогический колледж на должность преподавателя. На протяжении всей своей жизни она была предана профессии учителя. Какое бы дело ни поручили Марине Васильевне, можно было с уверенностью сказать, что всё будет выполнено в лучшем виде и в срок. За любое дело она бралась с энтузиазмом. Когда-то мы спросили Марину Васильевну, в чем заключается её профессиональный секрет успеха? Она ответила нам так: «Профессиональный секрет заключается в уважении людей. Уважать людей и всегда идти на половину шага впереди этих людей, и самой быть примером во всём».
Также мы поинтересовались, в чем секрет её неиссякаемой энергии? Марина Васильевна поделилась с нами и этим секретом: «Секрет неиссякаемой энергии в том, что я среди людей, людей которые меня понимают, которым я нужна, которые мне очень нужны».
В колледже работает много студентов, которых Марина Васильевна когда-то учила - это Валентина Георгиевна Масленникова, Ольга Геннадьевна Алексеева, Майя Ивановна Игнатова и Лариса Юрьевна Митина.
О своих планах на будущее Марина Васильевна говорила так: «Когда меня спрашивают, когда я уйду на пенсию, я отвечаю, что буду работать до 101 с половиной года. Почему с половиной? Половину я оставляю, чтоб написать обо всех мемуары. Я люблю свою работу, я знаю, что у меня есть и хорошие ученики и плохие, есть и те, кто терпеть меня не может, но я же не пятитысячная бумажка, чтоб все меня любили, это же смешно!»
29 декабря 2021 года случилась огромная потеря… Полная сил, на 77-м году жизни не сломленная, но сраженная последним ударом сердца ушла Жмарева Марина Васильевна. Выдающийся педагог, хранитель ценностей российского образования, пожизненный лидер и руководитель, замечательный человек.
Это она работала: лаборантом и учителем физкультуры, старшей пионервожатой и учителем начальных классов, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и директором школы. В ее трудовой деятельности есть и техник-конструктор, и инспектор по кадрам, и даже помощник начальника отдела военного комиссариата.
Но особая страница в ее биографии по прежнему и навсегда – это учитель истории, уроки которого невозможно забыть, как и ее саму.
Русский интеллигент самой высшей пробы. Марина Васильевна всю жизнь предпочитала заниматься любимым делом, увеличивая в мире количество доброты и справедливости.
Она находила точки опоры в прекрасном, заражала этим и была во всем первой. И остается удивляться, откуда у нее всегда были эта сила, ясность и внутренний свет. Она готова была все это пронести и через вековой юбилей и написать мемуары в 101 год. Но сердце остановилось…
Стены колледжа – в траурном одеянии. Недоумение и растерянность коллег. У могильной ограды мерзнут розы…
А вот сама Марина Васильевна на фотографиях как всегда стремительная, веселая и влюбленная в свою жизнь. А ведь только отгремела война. И учиться и жить совсем не просто. Но бесстрашие – это про нее. Она и на лыжах, и впереди отряда, у доски и на кухне, с книгами и цветами, одна и среди друзей.
Всегда безупречна, элегантна, строгий костюм, нитка жемчуга. Обаятельная в своей строгости. Ее не испортишь халатом и бабушкиным платком.
С ней колледж никогда не был тихой заводью. Она сама придумывала и воплощала идеи, отзывалась на интересные предложения коллег, не пропустила ни одного конкурса и мероприятия.
Влюбленная в музыку, в театр, она находилась в первом ряду актового зала во время всех музыкальных и литературных концертов. Да и сама часто бывала на сцене.
Она умела дружить и ценить людей. Она всегда была в центре. Ее любили и побаивались, от нее можно было ждать стоящего совета и справедливой критики, она дружила с властью и была с простым народом.
Марина Васильевна опережала время. Легендарная женщина, элегантная, несгибаемая, учитель, мать, бабушка, друг, коллега, наставник, душа и совесть колледжа. Великая женщина, которая верила всегда в то, что только она спасет мир.
Марина Васильевна казалось вечной, такой и останется. И последняя ее песня еще не допета…не все роли сыграны.
Спасибо Вам, Марина Васильевна, за всё!
#ИмиГордитсяСПО
#ДеньСПО2024
#ИРПО