Психологические аспекты предотвращения безвестного отсутствия подростков
Психологические аспекты предотвращения безвестного отсутствия подростков.
По открытым статистическим данным в последние годы в России самовольно уходят из дома более 50 тыс. детей.
Причины, по которым дети уходят из дома могут быть разными.
В большинстве случаев – это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Чаще всего это конфликтные ситуации в семье. При этом дети в таких семьях могут подвергаться физическому, эмоциональному насилию. Стремление убежать из дома в данном случае возникает как знак протеста и желание покинуть невыносимую домашнюю обстановку.
Уходы из внешне благополучных семей могут быть связаны с эмоциональной холодностью родителей, формальностью общения между родителями и детьми, отсутствием доверительных отношений. Подросток в таких семьях часто предоставлен в течение дня сам себе, не чувствует своей важности и нужности.
Важно создавать благоприятный психологический климат в семье, чтобы ребёнок не боялся и не стеснялся рассказывать родителям всё, что с ним происходит. Разрешайте ребёнку приглашать его друзей в гости, чтобы видеть с кем он общается, чтобы ребенок чувствовал, что его дом открыт для него самого и его друзей, чтобы ему не приходилось искать места, где провести время с друзьями. Интересуйтесь не только тем, какие оценки получил ваш ребенок, но и тем, как прошел его день, что его впечатлило или огорчило, делитесь сами своими переживаниями.
В семьях, где наоборот существует очень жесткий контроль за поведением ребенка, также бывают случаи ухода детей из дома. Побег в данной ситуации вызван стремлением детей выйти из под контроля родителей, самоутвердиться и жить самостоятельно.
Постепенное отделение от родителей является естественной задачей подросткового возраста. Родителям важно обеспечить безопасность этого отделения: избегайте мелочной опеки, контролируйте ребёнка только по тем вопросам, где это действительно необходимо. Многие решения подросток в состоянии принять самостоятельно: определить время подготовки к урокам, решить, как ему одеваться и т.п.
Договоритесь с ребёнком о том, чтобы он всегда предупреждал вас, куда и с кем идёт и сообщал вам, где и с кем находится. Подростки ревностно относятся к своей свободе и не любят чувствовать над собой контроль, поэтому делать это нужно очень осторожно, тактично, объясняя, что вы вовсе не хотите ограничить его свободу, а просто волнуетесь за него.
Лучше, если ребёнок сам будет звонить вам (когда ему удобно), чтобы сообщить, где он находится. Сверстники могут подтрунивать над приятелем, которому постоянно звонит мама, и такой ребёнок может закрыться от родителей. Сами также предупреждайте ребёнка о том, куда идёте, на сколько задерживаетесь – сделайте это полезной традицией семьи – держать друг друга в курсе своих планов. Оставляйте друг другу различные записки, смс-сообщения, пишите ребёнку не только контролирующие сообщения («Не забудь полить цветы!», «Ты сделал уроки?»), но и что-нибудь приятное, сообщайте какие-то свои новости, советуйтесь с ребёнком по различным вопросам. Таким образом, вы создадите атмосферу доверия в своей семье. Родительский авторитет для подростка ослабевает, поэтому старайтесь стать для ребёнка другом, подростку необходимо именно дружеское участие родителя.